Ваш воображаемый друг. (kinomozg) wrote,
Ваш воображаемый друг.
kinomozg

7 уровней «Рестлера»

«Рестлер», конечно, не «Матрица», чтобы искать там дополнительные толкования и смыслы, однако, прочитанные отзывы френдов о фильме заставили написать что-то вроде разбора, в котором я постараюсь показать, что фильм не так уж прост.


Уровень первый. Анти-спортивная драма.

Прежде всего, хотелось заметить, что термин «Спортивная драма», который всплывает то тут, то там, применительно к фильму, не очень-то соответствует его настоящему жанровому направлению.

Во-первых, рестлинг – это не совсем спорт. Это скорее представление, хореографический спектакль, во время которого актеры выстраивают свою драматургию и мутузят друг друга в соответствии с ней. Не назовете же вы фильм, где актер умирает на сцене, «спортивной драмой»?
В фильме также нет и главной составляющей «спортивных драм» - то есть соревнования. Рэнди ни с кем не соревнуется и никого не должен победить в конце, в привычном понимании.
Нет и самопреодоления, когда герой доказывает себе или все миру, что он на что-то способен. Триумфа – не будет. Рэнди идет на бой не чтобы победить, а потому что не может по-другому. Это его образ жизни и его страсть. И эта страсть отнюдь не спортивна. 

Уровень второй. Вся правда о рестлинге.

Полудокументальный стиль, в котором снята картина, будто бы подсмотрен в передачах типа «Правды жизни», герои которых – бодибилдеры, спортсмены, модели и королевы красоты. Их истории настолько же реальны, и порой, это зрелище завораживает. Люди жертвуют своей жизнью, подвергают свое тело невероятным испытаниям, идут на все ради второго места на конкурсе.
Многие обычные люди хотят стать такими как они – внешне красивыми и успешными, но тот уровень самопожертвования, на который они идут со стороны кажется просто глупым. Всех их уже через несколько лет можно сдавать в утиль, а их самих это практически не смущает.  После таких передач, конкурсы красоты и спортивные соревнования начинают ощущаться парадами уродов, большая часть участников которых, еще и вернется с поля битвы домой разбитыми неудачниками.

Многое из того, что есть в фильме кажется преувеличением и смотрится дико, но в сети гуляет множество интервью с настоящими рестлерами, которые в один голос утверждают, что так все и есть на самом деле.
Все самое смешное – правда. И все самое страшное – тоже правда.

Уровень третий. Простая история.

Самый простой уровень – это история в отрыве от всего. Просто история Рэнди «Барана» Робинсона. Человека без семьи, со славным прошлым и смутным будущим. Ему сопереживаешь практически с самых первых кадров. Тяжело не посочувствовать знаменитому когда-то борцу, который денег хватает только на жизнь в трейлере, и который вынужден подрабатывать грузчиком в магазине, а лучшей женщиной на свете считает стриптизершу из бара неподалеку. Отвергнут дочерью, повержен приближающейся старостью, скучает по славе. Он совсем не безгрешен и далек от идеала по характеру, но что-то в нем, скорее всего, заставляет вас его пожалеть.

А заставляет его жалеть, возможно, узнавание этой простой истории. Мы все неидеальны и все совершали ошибки.  Даже история героини Марисы Томей в чем-то вторит главной линии рестлера. Многие из нас слишком увлекаются, посвящая всего себя любимому делу или работе. Насколько сильным может оказаться шок, когда поймешь, что в итоге можешь обнаружить себя одиноким, а все усилия привели тебя вникуда...

Уровень четвертый. Сам Микки.

Этот фильм тяжело было бы представить без Микки Рурка. Все, что мы видим на экране, в той или иной мере является отражением его собственной жизни. Слишком много совпадений, чтобы не заметить этого, даже если знаком с его биографией лишь поверхностно. В фильме даже есть сцена, своеобразно повторяющая случай, когда Микки во время ссоры с женой взял и отрубил себе мизинец (палец позже пришили, но но до сих пор не гнется как надо).

Микки выворачивает свою душу перед камерой и Аронофски был безжалостен, когда тянул из Микки все жилы и давил на самые больные мозоли. И это делает роль Рэнди самой сложной и самой личной ролью для Рурка за всю его карьеру.


Уровень пятый. Религия.

Сам Аронофски будто бы отрицает христианские аллюзии в картине. Однако, сложно не заметить как героиня Марисы Томей прямо в кадре сравнивает Рэнди с Иисусом из фильма «Страсти Христовы». У Рэнди такие же волосы, ему также предстоит два часа страданий-страстей. В кадре мелькает надпись про Спасителя, «Барана» не забывают назвать «жертвенным агнцем», а его фигура на постере вполне узнаваемо образует собой распятие.

UPD: Аранофски , похоже, читал Ролана Барта, "Мир рестлинга" . Вот что пишет Барт : "Он восходит к древним мифам о публичном Страдании и Унижении, символам креста и позорного столба. В кетче (т.е.рестлинге) борца как бы распинают среди бела дня на глазах у всех. Я сам слышал, как один борец, прижатый к полу, иронически произнес: Ну все, умер Иисусик на кресте."
- спасибо, alexbuk


Уровень шестой. США.

Опять же тяжело отмахнуться от сцены, в которой Рэнди, образ Христа, сражается с Аятоллой, "знамние Аллаха" в исламе. Однако мы помним, что это спектакль, «американский народный герой» еле стоит, а происходит все это под крики «С-Ш-А, С-Ш-А». Раскаченный стероидами рестлер становится образом страны, как весь мир подсевшей на нефть, а внешнее благополучие так и хочется увязать с искусственным экономическим подъемом. Обратная сторона американской мечты?

Я не  достаточно сильно интересуюсь политикой, чтобы провести все параллели, но примерно о том же существует документальный фильм «Больше, быстрее, сильнее» (спасибо alzh за наводку – обязательно посмотрите это видео сами), в котором стероиды оказываются идеологически обоснованными самим американским образом жизни. Ну и наконец, бой Барана с Аятоллой, как и последние войны Штатов, выходит – простой шоу-бизнес.


Уровень седьмой. Фильм Даррена Аронофски.

Любопытно наблюдать, как многие люди обвиняют Аронофски в потере режиссерского лица при работе над этой картиной. Молодого режиссера в некоторых отзывах фактически ругают за то, что он на всего на четвертом своем фильме решил поиграть с другой формой. Визуальный стиль «Реквиема» и «Фонтана» почему-то запоминается киноманам гораздо сильнее основной темы и сюжета режиссера, что гораздо главнее операторской работы и расстановки освещения – а именно рассказ о губительной одержимости.

В фильме «Пи» главного героя вела безумная навязчивая идея разгадать код мироздания. Наука и религия объединились в поиске главного числа, ключа к пониманию всех циклов, управляющих нашей жизнью. Окружающие факторы, но главным образом, мысли самого героя подталкивают его к самому порогу полного безумия.

В «Реквиеме по мечте» у губительной одержимости есть самый простой и недвусмысленный образ – «наркотики». Герои истории стремятся к мечте, но получают лишь ее временный заменитель, и не замечают как давно они стремятся к трагедии. У каждого из них свой путь и своя мотивация, но всех их ждет проигрыш вместо победы, обреченность вместо шанса на новую жизнь, реквием вместо мечты.

Главный герой «Фонтана» будь он хоть конкистадором, хоть врачом, хоть космическим странником - не исключение для Аронофски. Любовь и смерть устремляют его в вечность, на территорию смерти во всех своих ипостасях. Его любовь, его крестовый поход, его поиск бессмертия – суть та же губительная одержимость.
 
Для Рэнди Робинсона – его пристрастие, его идея, его наркотик – это рестлинг, а вернее, его образ жизни, а еще вернее – его понимание жизни и его мечты. Также как и других героев Аронофски его затягивает и уносит спираль событий, в которой все поступки неминуемо ведут к единственно возможному финалу. Как и у всех героев Аронофски, у «Рестлера» есть выбор, они все хозяева своих поступков, но у них всех есть еще и «мечта», которая не дает и шагу ступить с намеченного пути.

Tags: рецензия
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 36 comments