Ваш воображаемый друг. (kinomozg) wrote,
Ваш воображаемый друг.
kinomozg

Типаопупенский бубнёж


"Рубеж" не понравился. Не могу сказать, что он откровенно плох, но показался просто проходным. Прям боюсь вам тут писать про него подробнее, потому что вылезают сравнения с "Годзиллой"/"Трансформерами"/"Монстро", а их принято считать, мягко скажем, "нешедеврами" и почему-то запрещено сравнивать с "Рубежом", типа он совсем другой, если ты ожидал "Трансформеров" от Дель Торо, то ты, конечно, дурак. Я и не ожидал. Я не очень-то люблю Дель Торо, за исключением, может быть, первого Хэллбоя. Его фильмы в определенной европейской камерной сказочной эстетике, орудует он мощными архетипами, пусть примитивными, но зато делает с ними иногда что-то необычное. И я ценю это как могу, но по большей части, смотреть на это больше получаса почему-то тяжело - общий эффект изматывающей муторности. Хочется, чтобы его фильмы были изящными короткометражками, а не большими душными конструкциями, внутри которых долго находиться воздуха не хватает. Но многим нравится, они переносятся в его миры свободно и не ощущают того, о чем я говорю. Тем не менее эту ремарку тут оставлю, может, она больше объясняет, чем последующий текст.

Мда, хуже начала отзыва, чем сравнить гениального Дель Торо с тупыми блокбастерами не в пользу первого, и придумать сложно. Но не удержусь от сравнений все-таки, и не потому что те фильмы "объективно" сильно лучше, а просто так нагляднее указать на кое-какие проблемы, которые мешали лично мне. На объективность не претендую.

Спецэффекты достойные, вот только на меня они впечатления произвели мало по ряду причин. Во-первых, проблема многих современных спецэффектных фильмов, о чем я когда-то говорил - нет ощущения столкновения с чем-то Невероятным. Пару раз чисто механически фильму удается удивить разовыми приемами - это когда появляется зверюга большего размера или открывается новая способность у робота или чудища типа "а вот как оно еще умеет". Но удивления от столкновения с Невероятным нет. С другой стороны, это можно понять, все действие происходит уже в пост-невероятном времени.

Во-вторых, темнота. И 3D. Никогда не должны быть вместе. Тут можно даже ничего не пояснять. А тут не только темнота, но и "нулевая видимость" к концу.

Говоря о масштабе, я чувствовал бОльший эффективный масштаб в "Трансформерах"/"Годзилле"/"Монстро". Там действие разрасталось, набирало обороты, доходило до безумия, которое действительно удивляло. В "Рубеже" масштаб как будто все время уменьшался. Как уже говорил, мы проехали момент "невероятного", кроме того, войны с чудищами велись по всему миру, а теперь мы все сводим к одному городу, а затем и вовсе к трещине.

Еще момент - нет ощущения реальности всего этого. Люди - отдельно, монстры с роботами - отдельно. То есть люди почти никогда не находятся в одном кадре со спецэффектами. Вы создали настолько реалистичные спецэффекты, что можете вписать их в реальность, но не делаете этого - все, эффект потерян. Вы даже в Кролика Роджера, при откровенной мультяшности, можете поверить, если он постоянно взаимодействует с людьми. В "Трансформерах"/"Годзилле"/"Монстро" обычные люди все время внутри действия - когда видишь их вместе со спецэффектами - глазам приходится верить больше, ты воспринимаешь угрозу реальнее, ты переживаешь сильнее. Здесь, как будто фильм о подлодках - попеременно кадры с экшеном, а затем кадры с людьми, чтобы напомнить, что они тут есть - и кадры друг с другом связаны только тряской и командами, смотреть такое на порядок скучнее. Хотя есть пара неплохих моментов объединения, но я говорю про основную массу действия.
Кроме того, опять же из-за темноты, специфического освещения и отсутствия людей, все города для меня ощущались как бы павильонами, то есть ситуация не лучше старых монстр-фильмов еще до компьютерной графики.  

Ну и главное. "Рубеж" в упрек другим возможным сравнениям считается "фильмом с душой", так скажем. Может он и более серьезно относится к персонажам, но точно не менее поверхностно. Даже о героях "Трансформеров"/"Годзиллы"/"Кловерфилда" я знаю почему-то больше простых человеческих вещей, которые составляют их характер, чем о героях "Рубежа". А тут у персонажей зато большие шаблонные проблемы типа "месть", "травма в прошлом", "отец-сын", "брат-брат", "смертельная болезнь" и "долг". Этого даже многовато ("Он мой сын. ОН МОЙ СЫН!"). По большому счету, это и не особо здесь нужно, ведь это могла бы быть даже история типа "300 спартанцев" о доблестных вояках, жертвующих собой в последней схватке. Тут подряд куча шаблонов один банальнее другого, которые еще и задаются и раскрываются очень долго. При этом, например, перерождение одного персонажа-эгоиста в героя, жертвующего собой, не раскрыто вообще - оно просто происходит за кадром, тем временем как смакуется героическое самопожертвование человека и без этого смертельно больного.


Все это, к счастью, не относится к сюжетной линии с ученым-биологом в исполнении Чарли Дэя из сериала "В Филадельфии всегда солнечно". Он восторжен столкновениями с "невероятным", он бегает в городе, он в одном кадре с монстрами, он интересный персонаж с необычным столкновением характеров, в который в итоге искренне веришь. Тут есть даже красивое второе прочтение о творческом и логическом полушариях мозга, которые наиболее эффективны, когда решают проблемы вместе. Это, пожалуй, единственная часть фильма, которая работает идеально - и развлекает, и есть что обсудить.

Бонус: мой мэшап "Intergalactic Rim".

Tags: рецензия
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 41 comments